А вот скажите, друзья мои, чем референдум в Крыму 16 марта 2014 года принципиально отличается от референдума в/на Украине, имевшего место 1 декабря 1991 года?!
Тогда Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики, исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года, исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами торжественно провозгласил независимость Украины и создание самостоятельного украинского государства — Украины. Что потом на референдуме поддержали и граждане, которые ещё менее года назад, тоже на референдуме, выступали за сохранение СССР.
Так вот. Украина сама создала прецедент. Которым и воспользовался Верховный Совет АР Крым, исходя из смертельной опасности, нависшей над полуостровом в связи с государственным переворотом на Украине 21 февраля 2014 года, исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами.
Но это ещё не все. Украинские власти заявляют, что крымский референдум проводился вопреки украинскому законодательству.
Но! Референдум от 1 декабря 1991 года тоже проводился тогда, когда фактически и юридически существовало государство СССР и сохранялось его правовое поле. Следовательно, легитимными могут считаться решения и действия в рамках существующего поля. Из этого факта вытекает, что выход любой союзной республики из состава СССР должен был осуществляться только в соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 года — «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Однако власти Украины проигнорировали союзное законодательство, объявив приоритет собственных законов и решений.
Чем же не удовлетворял их законный порядок выхода республики из состава СССР? Дело в том, что в статье 3 указанного Закона определено: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии». Там же установлено: «В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно». В статье 6 Закона говорится, что решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики. Частью 7 статьи 17 Закона предусмотрено также, что в случае выхода республики из состава СССР должен быть согласован статус территорий, не принадлежащих выходящей республике на момент ее вхождения в состав СССР. Все эти правовые нормы союзного Закона, как и многие другие, были грубо проигнорированы.
В данном случае следует считать, что власти пренебрегли следующими обстоятельствами.
Прежде всего, итоги референдума 1 декабря 1991 года по Крыму показали, что две трети постоянно проживающих в нем граждан СССР в той или иной форме не поддержали Акт о государственной независимости Украины. Причем большинство из них не являются украинцами по национальности.
Второе — тем, что согласно Всесоюзной переписи населения 1989 года Крым является местом компактного проживания русской национальной группы, составляющей большинство населения данной местности — более двух третей. Это обстоятельство также было проигнорировано.
Третье — очевидным и общепризнанным является и тот факт, что Крым не был в составе Украины (УССР) до её вхождения в состав СССР.
И четвертое — Крым на 1 декабря 1991 года уже был восстановлен в статусе автономии в составе союзной республики. Кроме того, во всеукраинском референдуме в Крыму приняли участие лица, прибывшие на отдых, либо для прохождения срочной военной службы, то есть не являющиеся постоянными жителями Республики Крым и Севастополя и в том числе не являющиеся постоянными жителями УССР, то есть ставшие гражданами Украины. В Крыму по сравнению с другими регионами Украинской ССР число таких лиц было особо значительным. Имели место и другие грубые нарушения закона.
Еще нюанс. На референдуме 1991 года не был правильно сформулирован вопрос так, как этого требовал закон: «Вы за выход Украинской ССР из состава Союза ССР?». Он подменен вопросом об одобрении или неодобрении Акта провозглашения независимости Украины, также принятого незаконно. Нечеткость вопроса референдума, монополия государства на средства массовой информации, невозможность для противников референдума разъяснения собственной позиции, распространение сторонниками референдума мнения о том, что независимость не означает выход из состава СССР, позволили организаторам опроса ввести значительную часть населения в заблуждение.
На референдуме в Крыму всё было более чётко. На голосование были вынесены два вопроса: вхождение Крыма в состав России в качестве субъекта федерации или восстановление Конституции Республики Крым 1992 года при сохранении Крыма в составе Украины.
Таким образом, напрашивается вывод, что основания для референдума в Крыму, состоявшегося 16 марта 2014 года были теми же, что в декабре 1991 года на Украине. С той лишь разницей, что они были более обоснованными. Да и вопросы в крымских бюллетенях были поставлены более чётко.
Так что Украине и Западу, четвёртый год на всех углах заявляющим о «незаконном» отделении Крыма стоит поумерить свой пыл. Ведь с той же аргументацией, с которой они кричат, что Крым — это Украина, можно заявить, что Украина — это СССР.